Анализ и характеристика перспективных форматов российского ритейла
DOI:
https://doi.org/10.25206/2542-0488-2025-10-3-143-152Ключевые слова:
ритейл, конкурентоспособность, форматы торговых организаций, покупатель, интернет-торговля, цифровые технологии.Аннотация
В настоящее время значительный интерес у крупных рыночных игроков вызывают микроформаты (или ultra-convenience), доля на рынке которых составляет 20 %. В конце 2024 г. начали формироваться изменения в потребительском поведении, следствием которых стало замедление роста трафика в сетях с фокусом на низкий ценовой сегмент, при сохраняющейся динамике ритейлеров и каналов, предлагающих расширенный ассортимент. Целью исследования является изучение перспективных форматов отечественного ритейла, а также выявление факторов, способствующих их дальнейшему развитию. Проанализированы теоретические подходы к терминологическому пониманию формата торговых организаций, а также систематизирована классификация торговых форматов. Выявлены особенности современных форматов розничных торговых организаций и основные направления их развития. Определены факторы, влияющие на развитие современных торговых форматов. Научная новизна исследования заключается в систематизации современных форматов торговли в условиях цифровой экономики. Особое внимание уделяется Интернет-торговле как наиболее динамично развивающемуся и востребованному формату современной торговли.
Скачивания
Библиографические ссылки
(1). Сурай Н. М., Неверов П. А., Горелова Т. П. Современное состояние и перспективы развития территориально сгруппированных торговых форматов в России // Инновационные процессы в условия глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG-2017): сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Прага, 31 марта 2017 года. Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. С. 99–107. EDN: ZARFMF.
Suray N. M., Neverov P. A., Gorelova T. P. Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya territorial’no sgruppirovannykh torgovykh formatov v Rossii [Current state and prospects of development of geographically grouped trade formats in Russia]. Innovatsionnyye protsessy v usloviya globalizatsii mirovoy ekonomiki: problemy, tendentsii, perspektivy (IPEG-2017). Innovation Processes in the Context of Globalization of the World Economy: Challenges, Trends, Prospects (IPEG-2017). Prague, 2017. P. 99–107. EDN: ZARFMF. (In Russ.).
(2). Оборот розничной торговли и общественного питания. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya/ (дата обращения: 09.05.2025).
Oborot roznichnoy torgovli i obshchestvennogo pitaniya [Retail trade and public catering turnover]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya/ (accessed: 09.05.2025). (In Russ.).
(3). Панасенко С. В., Сурай Н. М., Никишин А. Ф. [и др.]. Отечественные маркетплейсы: современное состояние и перспективы развития // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2022. № 2 (55). С. 27–36. DOI: 10.47598/2078-9025-2022-2-55-27-36. EDN: VOBXNE.
Panasenko S. V., Suray N. M., Nikishin A. F. [et al.]. Otechestvennyye marketpleysy: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Domestic marketplace: current state and development prospects]. Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta sotsial’nykh tekhnologiy). Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2022. No. 2 (55). P. 27–36. DOI: 10.47598/2078-9025-2022-2-55-27-36. EDN: VOBXNE. (In Russ.).
(4). Рынок интернет-торговли в РФ в 2024 году вырос на 41 %. URL: https://habr.com/ru/news/883232/ (дата обращения: 09.05.2025).
Rynok internet-torgovli v RF v 2024 godu vyros na 41 % [The e-commerce market in the Russian Federation increased by 41 % in 2024]. URL: https://habr.com/ru/news/883232/ (accessed: 09.05.2025). (In Russ.).
(5). Сурай Н. М., Теплая Н. А., Баскаков В. А. [и др.]. Маркетплейсы как драйвер развития электронной коммерции // Инновации и инвестиции. 2023. № 5. С. 154–157. EDN: FDBHLW.
Surai N. M., Teplaya N. A., Baskakov V. A. [et al.]. Marketpleysy kak drayver razvitiya elektronnoy kommertsii [Marketplaces as a driver of e-commerce development]. Innovatsii i investitsii. Innovation and Investment. 2023. No. 5. P. 154–157. EDN: FDBHLW. (In Russ.).
(6). Путин заявил о планах продвижения двусторонней торговли России и Китая. URL: https://ria.ru/20250508/torgovlya-2015785585.html (дата обращения: 08.05.2025).
Putin zayavil o planakh prodvizheniya dvustoronney torgovli Rossii i Kitaya [Putin announced plans to promote bilateral trade between Russia and China]. URL: https://ria.ru/20250508/torgovlya-2015785585.html (accessed: 08.05.2025). (In Russ.).
(7). Товарооборот России и Китая по итогам 2024 года составил рекордные $244,8 млрд. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7430559/ (дата обращения: 08.05.2025).
Tovarooborot Rossii i Kitaya po itogam 2024 goda sostavil rekordnyye $244,8 mlrd [Trade turnover between Russia and China by the end of 2024 amounted to a record $244.8 billion]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7430559/ (accessed: 08.05.2025). (In Russ.).
(8). Глава АКОРТ назвал главные тренды развития торговли в 2024 году. URL: https://www.global-kaliningrad.ru/firmnews/id/8258/ (дата обращения: 08.05.2025).
Glava AKORT nazval glavnyye trendy razvitiya torgovli v 2024 godu [The head of AKORT named the main trends in trade development in 2024]. URL: https://www.global-kaliningrad.ru/firmnews/id/8258/ (accessed: 08.05.2025). (In Russ.).
(9). Царегородцева С. Р., Панкратьева Н. А. Мультиформатность торговли как стратегическое направление развития сетевого ретейла // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 232, № 6. С. 240–253. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-232-6-240-253. EDN: PXWUJS.
Tsaregorodtseva S. R., Pankratieva N. A. Mul’tiformatnost’ torgovli kak strategicheskoye napravleniye razvitiya setevogo reteyla [Multi-format retail – What are the formats of modern stores]. Nauchnyye trudy Vol’nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 2021. Vol. 232, no. 6. P. 240–253. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-232-6-240-253. EDN: PXWUJS. (In Russ.).
(10). Захарова Ж. Ж. Современные форматы магазинов // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 2 (21). С. 17–21. EDN: VDXPON.
Zakharova Zh. Zh. Sovremennyye formaty magazinov [Modern store formats]. Sibirskiy Torgovo-Ekonomicheskiy Zhurnal. 2015. No. 2 (21). P. 17–21. EDN: VDXPON. (In Russ.).
(11). Воронков А. В., Наплекова Ю. А., Гореликова О. Н. Факторы эффективности использования современных форматов предприятий розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2023. № 2 (99). С. 154–164. DOI: 10.21295/2223-5639-2023-2-154-164. EDN: JJYKPX.
Voronkov A. V., Naplekova Yu. A., Gorelikova O. N. Faktory effektivnosti ispol’zovaniya sovremennykh formatov predpriyatiy roznichnoy torgovli [Efficiency factors of the retail trade enterprises modern formats use]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2023. No. 2 (99). P. 154–164. DOI: 10.21295/2223-5639-2023-2-154-164. EDN: JJYKPX. (In Russ.).
(12). Ковалев В. Е., Антинескул Е. А. Продовольственный ритейл в сельской местности: выбор оптимального формата // Journal of New Economy. 2024. Т. 25, № 2. DOI: 10.29141/2658-5081-2024-25-2-6. EDN: QWQCZQ.
Kovalev V. E., Antineskul E. A. Prodovol’stvennyy riteyl v sel’skoy mestnosti: vybor optimal’nogo formata [Food retail in rural areas: Choosing the optimal format]. Journal of New Economy. Vol. 25, no. 2. P. 108–129. DOI: 10.29141/2658-5081-2024-25-2-6. EDN: QWQCZQ. (In Russ.).
(13). NielsenIQ сделал прогноз по развитию сегмента СТМ на 2024 год. URL: https://zooinform.ru/novosti-zoobiznesa-prognozy-i-tendenczii-razvitiya-stm-na-2024-god/ (дата обращения: 22.04.2025).
NielsenIQ sdelal prognoz po razvitiyu segmenta STM na 2024 god [NielsenIQ has made a forecast for the development of the private label segment in 2024]. URL: https://zooinform.ru/novosti-zoobiznesa-prognozy-i-tendenczii-razvitiya-stm-na-2024-god/ (accessed: 22.04.2025). (In Russ.).
(14). Торговля в России 2023: стат. сб. / Росстат. Mосква, 2023. 230 с.
Torgovlya v Rossii 2023: statisticheskiy sbornik [Trade in Russia 2023: statistics collection]. Rosstat. Federal State Statistics Service (Rosstat). Moscow, 2023. 230 p. (In Russ.).
(15). Доходы россиян в 2024 году выросли на 8,4 %, заявил Мишустин. URL: https://ria.ru/20250207/dokhod-1997978050.html (дата обращения: 11.05.2025).
Dokhody rossiyan v 2024 godu vyrosli na 8,4 %, zayavil Mishustin [Russians' incomes incresed by 8.4 % in 2024, Mishustin says]. URL: https://ria.ru/20250207/dokhod-1997978050.html (accessed: 11.05.2025). (In Russ.).
(16). Voldnes G., Pleym I. E., Ageeva T. [et al.]. E-commerce of seafood – a review of existing research. Journal of International Food and Agribusiness Marketing. Vol. 33, Issue 1. P. 3–35. DOI: 10.1080/08974438.2020.1835779.
(17). Ковалев В. Е., Антинескул Е. А. Продовольственный ритейл в сельской местности: выбор оптимального формата // Journal of New Economy. 2024. Т. 25, № 2. С. 108–129. DOI: 10.29141/2658-5081-2024-25-2-6. EDN: QWQCZQ.
(18). Дискаунтеры – единственный офлайн-формат продуктовой розницы, увеличивший долю на рынке в 2024 году. URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/diskauntery-edinstvennyy-oflayn-format-produktovoy-roznitsy-uvelichivshiy-dolyu-na-rynke-v-2024-godu/ (дата обращения: 11.05.2025).
Diskauntery – edinstvennyy oflayn-format produktovoy roznitsy, uvelichivshiy dolyu na rynke v 2024 godu [Discounters are the only offline grocery retail format for increasing market share in 2024]. URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/diskauntery-edinstvennyy-oflayn-format-produktovoy-roznitsy-uvelichivshiy-dolyu-na-rynke-v-2024-godu/ (accessed: 11.05.2025). (In Russ.).
(19). Phung T. B., Thanh T. O., Nguyen D. V. Impulsive buying in Vietnamese mobile commerce: From the perspective of the S-O-R model. International Journal of Electronic Business. Vol. 18, no. 2. P. 226–248. DOI: 10.1504/IJEB.2023.130164.
(20). Ayuya O. I., Kilelu C., Ndambi A. [et al.]. Emergence of milk dispensing machines as a retail innovation in Kenya: Trends and consumer patterns. Journal of International Food and Agribusiness Marketing. Vol. 36, Issue 3. P. 464–483. DOI: 10.1080/08974438.2022.2156962.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Неисключительные права на статью передаются журналу в полном соответствии с Лицензией Creative Commons BY-NC-SA 4.0 «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция-Некоммерчески-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная (CC BY-NC-SA 4.0)