Оптимизация E×B методики для исследования зарядового состава ионов в струе плазмы холловских двигателей

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25206/2588-0373-2025-9-4-100-107

Ключевые слова:

электроракетный двигатель, холловский двигатель, диагностика плазмы, зарядовый состав ионов плазмы, E×B зонд, моделирование ионных пучков.

Аннотация

Электроракетные двигатели находят широкое применение на борту современных космических аппаратов. Для обеспечения эффективного использования таких двигателей особую важность имеют задачи, связанные с диагностикой струи плазмы двигателя. Измерение параметров плазмы струи позволяет как диагностировать работу самого двигателя и определить эффективность его работы, так и рассчитать влияние струи плазмы двигателя на бортовые устройства космических аппаратов. Одной из наиболее важных задач является исследование зарядового состава ионов в плазме струи электро-
ракетных двигателей.

В статье представлено расчетное исследование методики измерения зарядового состава плазмы струи электроракетных двигателей холловского типа. Проведено моделирование работы зондов различной геометрии в струях плазмы холловских двигателей с напряжением разряда от 100 до 2000 В, рабочим телом которых является ксенон. С помощью расчетов показаны особенности работы указанной методики и подобрана оптимальная геометрия для исследования доли двухзарядных ионов в струе холловского двигателя.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Майстренко Дмитрий Александрович, Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, г. Москва

соискатель, научный сотрудник Исследовательского центра имени М. В. Келдыша, г. Москва; ассистент кафедры «Общая физика» Московского физико-технического института (национального исследовательского университета), г. Москва.

Шагайда Андрей Александрович, Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, г. Москва

кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Исследовательского центра имени М. В. Келдыша, г. Москва.

Селиванов Михаил Юрьевич, Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, г. Москва

кандидат технических наук, начальник отдела 120 Исследовательского центра имени М. В. Келдыша, г. Москва.

Ловцов Александр Сергеевич, Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, г. Москва

кандидат физико-математических наук, заместитель генерального директора по космическим аппаратам и энергетике Исследовательского центра имени М. В. Келдыша, г. Москва.

Библиографические ссылки

(1). Lev D., Myers R. M., Lemmer K. M. [et al.]. The technological and commercial expansion of electric propulsion. Acta Astronaut. 2019. Vol. 159. P. 213–227. DOI: 10.1016/j.actaastro.2019.03.058.

(2). Levchenko I., Xu S., Mazouffre S. [et al.]. Perspectives, frontiers, and new horizons for plasma-based space electric propulsion. Physics of Plasmas. 2020. Vol. 27. P. 020601. DOI: 10.1063/1.5109141.

(3). Колганов И. В. Обзор электрических ракетных двигателей для двигательных установок малых космических аппаратов // Омский научный вестник. Сер. Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение. 2025. Т. 9, № 2. С. 94–103. DOI: 10.25206/2588-0373-2025-9-2-94-103. EDN: URYXIV.

Kolganov I. V. Obzor elektricheskikh raketnykh dvigateley dlya dvigatel’nykh ustanovok malykh kosmicheskikh apparatov [Review of electric rocket engines for small spacecraft propulsion systems]. Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Aviatsionno-raketnoye i energeticheskoye mashinostroyeniye. Omsk Scientific Bulletin. Series Aviation-Rocket and Power Engineering. 2025. Vol. 9, no. 2. P. 94–103. DOI: 10.25206/2588-0373-2025-9-2-94-103. EDN: URYXIV. (In Russ.).

(4). Gorshkov O. A., Shagayda A. A. Determining the efficiency of a plasma thruster with closed electron drift. Technical Physics Letters. 2008. Vol. 34. P. 153–155. DOI: 10.1134/S106378500802020X.

(5). King L. B. Transport-property and mass spectral measurements in the plasma exhaust plume of a Hall-effect space propulsion system: Ph. D. Dissertation. University of Michigan, 1998. 262 p.

(6). Hofer R. R., Gallimore A. D. Ion species fractions in the far-field plume of a high-specific impulse Hall thruster. 39th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference and Exhibit. 2003. DOI: 10.2514/6.2003-5001.

(7). Кожевников В. В., Смирнов А. А., Смирнов П. Е., Черный И. А. Автоматизированная система диагностики параметров выходного пучка радиочастотного ионного двигателя // Труды МАИ. 2014. № 75. С. 11. EDN: SHCHMN.

Kozhevnikov V. V., Smirnov A. A., Smirnov P. E., Chernyy I. A. Avtomatizirovannaya sistema diagnostiki parametrov vykhodnogo puchka radiochastotnogo ionnogo dvigatelya [Automated diagnostic system for parameters of the output beam of a radio frequency ion engine]. Trudy MAI. 2014. No. 75. P. 11. EDN: SHCHMN. (In Russ.).

(8). Shastry R., Hofer R. R., Reid B. M., Gallimore A. D. Method for analyzing probe spectra from Hall thruster plumes. The Review of Scientific Instruments. 2009. Vol. 80. P. 063502. DOI: 10.1063/1.3152218.

(9). Моделирование потоков заряженных частиц в ионно-оптических системах ионных двигателей (IOS-3D): программа для ЭВМ / Шагайда А. А. Москва: ФИПС, 2014. № 2014612703.

Modelirovaniye potokov zaryazhennykh chastits v ionno-opticheskikh sistemakh ionnykh dvigateley (IOS-3D): programma dlya EVM [Simulation of charged particle fluxes in ion-optical systems of ion engines (IOS-3D): computer program] / Shagayda A. A. Moscow, 2014. No. 2014612703. (In Russ.).

(10). Shagayda A. A., Nikitin V., Tomilin D. A. Three-dimensional analysis of ion optics with misalignments of apertures. Vacuum. 2016. Vol. 123. P. 140–150. DOI: 10.1016/j.vacuum.2015.10.030.

(11). Shagayda A. A., Madeev S. Performance limits of ion extraction systems with non-circular apertures. The Review of Scientific Instruments. 2016. Vol. 87. P. 043301. DOI: 10.1063/1.4945565.

(12). Maystrenko D. A., Shagayda A. A., Kravchenko D. A., Tomilin D. A. [et al.]. High dynamic range retarding potential analyzer operation verification. Plasma Physics Reports. 2024. Vol. 50. P 1142–1157. DOI: 10.1134/S1063780X24601135.

(13). Abroyan I. A., Eremeev M. A., Petrov N. N. Excitation of electrons in solids by relatively slow atomic particles. Soviet Physics Uspekhi. 1967. Vol. 10. P. 332–367. DOI: 10.3367/UFNr.0092.196705e.0105.

(14). Yassir A. Experimental and theoretical characterization of a Hall thruster plume: Ph. D. Dissertation. Massachusetts Institute of Technology, 2007. 231 p.

(15). Goebel D. M., Katz I. Fundamentals of electric propulsion: Ion and Hall Thrusters. JPL Space Science and Technology Series. 2008. Vol. 493. DOI: 10.1002/9780470436448.

(16). Sang-Wook K. Experimental investigations of plasma parameters and species-dependent ion energy distribution in the plasma exhaust plume of a hall thruster: Ph. D. Dissertation. University of Michigan, 1999. 241 p.

Загрузки


Просмотров аннотации: 2

Опубликован

26.12.2025

Как цитировать

Майстренко, Д. А., Шагайда, А. А., Селиванов, М. Ю., & Ловцов, А. С. (2025). Оптимизация E×B методики для исследования зарядового состава ионов в струе плазмы холловских двигателей. ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. Серия «Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение», 9(4), 100–107. https://doi.org/10.25206/2588-0373-2025-9-4-100-107

Выпуск

Раздел

Авиационная и ракетно-космическая техника