Все мы немного Церберы: к биоэтической применимости анимализма
DOI:
https://doi.org/10.25206/2542-0488-2021-6-4-130-138Ключевые слова:
биоэтика, анимализм, микробиом, когнитивное расширение, метафизика, прагматизмАннотация
В статье рассматривается применимость анималистического взгляда на самость человека и на тождество личности в рамках биоэтических дискуссий — в частности, связанных с ситуациями, когда человек оказывается при- чиной события, находящегося вне его целеполагания, например, заражения опасной болезнью. Животное, или живой организм, видится более адекватным концептом для постановки этой проблемы, чем ‘локкианская’ психологическая личность. Однако и предлагаемая наиболее известным представителем анимализма Эриком Олсоном концептуализация животного оказывается неподходящей для биоэтической постановки проблемы. Высказано предположение, что логика Олсона, стремящегося очистить животное от всего, что не может быть признано его собственной частью, до некоторой степени повторяет логику конструирования трансцендентального субъекта
При этом сложность некоторых проблем биоэтики как раз и обусловлена невозможностью опереться на понятие трансцендентального субъекта. Фигура Цербера, двухголового животного, являющегося единым агентом, позволяет развернуть альтернативную трактовку животного (живого организма), более полным образом характеризующую того, кто участвует в биоэтических коллизиях. В статье очерчивается образ единого, но распределенного агента. В качестве примера такой биологической (анималистической), а также и когнитивной (психологической) распределенности рассматривается обладание животным внутренним и внешним микробиомом.
Скачивания
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Неисключительные права на статью передаются журналу в полном соответствии с Лицензией Creative Commons BY-NC-SA 4.0 «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция-Некоммерчески-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная (CC BY-NC-SA 4.0)