Оценка напряженно-деформированного состояния профильных соединений узлов машин

Авторы

  • Ильиных Виктор Анатольевич Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита
  • Линейцев Владимир Юрьевич Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита
  • Белкина Ольга Станиславовна Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита
  • Непомнящих Евгений Владимирович Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита

DOI:

https://doi.org/10.25206/1813-8225-2024-191-31-38

Ключевые слова:

РК-3, РК-5, ККс-4 профильные соединения, вал, ступица, напряжение, растяжение, металлорежущие станки

Аннотация

В статье представлены результаты исследований профильных соединений механизмов и машин на жесткость и прочность. Устройство выполнено на основе применения неподвижных и подвижных профильных соединений, предназначенных для передачи крутящего момента. Рассмотрены профильные соединения с гарантированным зазором, изготовленные на основе равноосного контура типа РК-3, РК-5 и криволинейного контура типа ККс-4, которые получили наиболее широкое внедрение в узлах металлорежущих станков и других машин, производимых в России, а также в Венгрии, Германии и КНДР. Применяя известную методику, предназначенную для оценки напряженнодеформированного состояния деталей профильных соединений, выполнены расчеты по критериям работоспособности на прочность и жесткость ступиц (втулок) с разной толщиной стенок. Анализ результатов расчета прочности и жесткости проведен на примере РК-3 профиля. При растяжении ступицы от действия распорных сил учтена геометрическая форма, номинальный размер охватываемой детали, толщина стенок охватывающей детали, а также величина передаваемой соединением внешней нагрузки в статике. Определены допускаемые значения толщины стенок ступицы (втулок) соединения для обеспечения жесткости ступицы при растяжении от действия внешних нагрузок. В результате исследований установлено влияние толщины стенок ступицы для исследуемых форм деталей соединения от значений передаваемого крутящего момента. Например, изменение толщины стенки ступицы от 15 до 3 мм для нормального ряда посадочных диаметров вала вызывает растяжение втулки в радиальном направлении до 50 мкм в диапазоне передаваемых крутящих моментов от 5 до 600 Н·м.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ильиных Виктор Анатольевич, Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита

кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Прикладная механика и математика» Забайкальского института железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения (ЗабИЖТ ИрГУПС), г. Чита.

Линейцев Владимир Юрьевич, Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита

кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительство железных дорог» ЗабИЖТ ИрГУПС, г. Чита.

Белкина Ольга Станиславовна, Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита

кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Прикладная механика и математика» ЗабИЖТ ИрГУПС, г. Чита

Непомнящих Евгений Владимирович, Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Чита

старший преподаватель кафедры «Строительство железных дорог» ЗабИЖТ ИрГУПС, г. Чита.

Загрузки


Просмотров аннотации: 14

Опубликован

30.09.2024

Как цитировать

[1]
Ильиных, В.А., Линейцев, В.Ю., Белкина, О.С. и Непомнящих, .Е.В. 2024. Оценка напряженно-деформированного состояния профильных соединений узлов машин. ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. 3(191) (сен. 2024), 31–38. DOI:https://doi.org/10.25206/1813-8225-2024-191-31-38.

Выпуск

Раздел

Машиностроение