Многокритериальная оптимизация утилизатора теплоты с учетом климатического фактора

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.25206/2588-0373-2025-9-1-46-55

Ключевые слова:

многокритериальная оптимизация, тепловой насос, климатический фактор, рабочее тело, утилизация теплоты, TOPSIS, ГСОП.

Аннотация

Применение тепловых насосов в системах утилизации теплоты вытяжного воздуха является эффективной энергосберегающей технологией. В связи с увеличением количества хладагентов с различающимися характеристиками возникает проблема с принятием решения о применении конкретного вещества с учётом климатических особенностей конкретного региона. Методы многокритериальной оптимизации, адаптированные к решению данной задачи, могут быть использованы с учетом заданных предпочтений по энергетическому, экологическому и экономическому факторам. В работе применяется метод TOPSIS как один из подвидов метода многокритериальной оптимизации MADM, который адаптирован для решения поставленной задачи. Суть метода заключается в поиске Парето-оптимального альтернативного решения, наиболее приближенного к «идеально позитивному». Параметры теплонасосной установки рассчитаны в программе EES. Метод многокритериальной оптимизации TOPSIS реализован в виде вычислительной процедуры в среде Excel. В качестве альтернатив рассмотрены рабочие тела R410A, R407C, R290, R134a и R1234yf. Климатические зоны Российской Федерации представлены городами Санкт-Петербург, Петрозаводск, Сочи, Омск, Краснодар и Анадырь. Выбор оптимальной альтернативы выполнен с учетом предпочтений, заданных весовыми коэффициентами. Результаты многокритериальной оптимизации приведены в функции от климатического фактора градусо-сутки отопительного периода, что позволяет их использовать для любого населенного пункта. По результатам оптимизации выявлено, что при равной оценке значимости для шести городов Российской Федерации хладагент R1234yf имеет рейтинг выше остальных на 21 %–23 %. Оптимизация на основании энергетической эффективности выявила существенные преимущества у хладагентов R410A и R134a с разницей в 2 %–11 %. Для регионов с холодным климатом экономичней использовать хладагент R1234yf, в то время как для регионов с умеренным климатом наилучшим вариантом является R134a.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Никитина Вероника Александровна , Университет ИТМО

аспирант, ассистент образовательного центра «Энергоэффективные инженерные системы» Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург.

Сулин Александр Борисович, Университет ИТМО

доктор технических наук, профессор образовательного центра «Энергоэффективные инженерные системы» Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург.

Муравейников Сергей Сергеевич, Университет ИТМО

кандидат технических наук, доцент образовательного центра «Энергоэффективные инженерные системы» Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург.

Дмитриев Денис Олегович , Университет ИТМО

аспирант образовательного центра «Энергоэффективные инженерные системы» Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург.

Загрузки


Просмотров аннотации: 5

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Никитина, В. А. ., Сулин , А. Б., Муравейников, С. С., & Дмитриев , Д. О. . (2025). Многокритериальная оптимизация утилизатора теплоты с учетом климатического фактора. ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. Серия «Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение», 9(1), 46–55. https://doi.org/10.25206/2588-0373-2025-9-1-46-55

Выпуск

Раздел

Энергетическое и химическое машиностроение